На первый план в современном обществе выходит проблема коммуникации людей, т.е взаимодействия посредством общения, где оно, в свою очередь, играет важную роль как средство развития личности. С рождения ребенок начинает общаться с близкими разными способами ( в раннем возрасте – агуканье,а с возрастом ребенка развивается речь),что является основой формирования личности ребенка. Приобщение детей к общественным нормам происходит в дошкольном возрасте, когда ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему в дальнейшей жизни. Потребность в общении у ребенка возникает очень рано, стимулирует речь, активизирует все познавательно-мыслительные процессы, поэтому общение маленького ребенка со старшими и со сверстниками является единственной возможностью приобретать коммуникативный опыт, т.к живое человеческое общение обогащает жизнь детей. В современном обществе дети стали общаться меньше, не только со взрослыми, но и со сверстниками. Уже в дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность в коммуникативном общении. Цель развития коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками. Человек не рождается с готовыми речевыми навыками, а приобретает навыки коммуникативного общения в период всей своей жизни. В работе воспитателя основным вопросом становится - определение эффективных путей развития коммуникативных навыков дошкольника. Немаловажная роль в формировании личности ребенка отводится семье – родителям. На сегодняшней день вопросы взаимодействия дошкольного и семейного воспитания актуальны, и находятся на первом месте. В разных семьях отношения между детьми и взрослыми разные, и поэтому навыки коммуникативного общения у ребенка как правило носят индивидуальный характер. Первоначально они формируются у ребенка в общении с самыми близкими людьми. И роль родителей здесь неоспорима. Отсюда возникает необходимость сотрудничества детского сада и семьи. Поэтому многие ученые (Арнаутова Т.В., Данилина Т.А., Голубева Л.В., Куликова Т.А., Зверева О.Л., и др.) высказывают своё мнение о о целесообразност и совместного участия, взаимодействия этих двух систем в воспитании подрастающего поколения. На сегодняшний день вопросы взаимодействия дошкольного и семейного воспитания актуальны, и находятся на первом месте. Цель - выбор эффективных методов и приемов работы с родителями для формирования оптимальной стратегии взаимодействия и сотрудничества семьи и детского сада. В качестве эффективных методов и приемов работы с родителями, формирования оптимальной стратегии взаимодействия и сотрудничества семьи и детского сада выделяются: - формирование у родителей воспитанников установки на сотрудничество через знакомство их с потенциалом развития их детей. Ребенок не может обойтись без сверстников, но его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоуспешным. Поэтому необходимо создавать условия, при которых общение со сверстниками было бы доступно всем, и эта роль отводится воспитателю, который понимая и зная особенности каждого ребенка, может наладить общение.
Социальное окружение влияет и на развитие самооценки дошкольников. У детей дошкольного возраста потребность во внешней оценке чрезвычайно велика, но она не всегда в полной мере удовлетворяется. Итак можно отметить, что сформированные навыки коммуникативной деятельности ребенка дошкольного возраста обеспечат его успешную адаптацию в среде сверстников, позволят совершенствовать коммуникативную компетентность в процессе учебной деятельности при переходе к новой ступени образования. На наш взгляд, именно развитие коммуникативной деятельности, а также умение ребенка активно включаться в нее, является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
|