Родители знают, что дети любят играть, поощряют их, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Одни считают, что игра служит для забавы ребенка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.
Родители, постоянно наблюдающие за детской игрой, ценят ее как одно из важных средств воспитания
Для ребенка дошкольного возраста игра — ведущая деятельность, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, друзьям, другим близким, самому ребенку.
Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступкам, трудовым действиям. И все это они переносят в свои игры, закрепляя таким образом накопленный опыт поведения, формы отношений.
С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх начинает отражаться не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые ребенком, но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые надо воссоздать по представлению.
Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять знания, не способны фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями. Им трудно сговариваться с партнерами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их взаимодействовать вместе. Партнеры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
Авторитет отца и матери, все знающих и умеющих, растет в глазах детей, а с ним и любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, мысленно выстроить план игры, сговариваться с партнерами по игре или сумеет принять их замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимания и серьезного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой — по ходу игры спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь таким образом в формах поведения.
Младшие дошкольники 2—4 лет не только не умеют играть вместе, но и самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперед машину, не находя ей большего применения, быстро ее бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со старшими детьми и ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребенка в игре. Ждать, пока он сам начнет играть самостоятельно, — значит заведомо тормозить развитие детской личности. Из важных педагогических условий, способствующих развитию игры ребенка, — подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка — центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт.
Игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики или устроить в коробке коляску для кукол.
Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.
В игровом хозяйстве ребенка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), дидактические (разнообразные башенки, матрешки, настольные игры).
Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому лишены радости играть в игры, в которых формируются смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений. Мальчики обычно играют с машинами, детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, если мы, взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и «мальчишечьи».
Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребенка нет сестер и братьев, игрушки фактически являются его партнерами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.
Лото, домино, парные картинки открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению. Такие игры имеют организующее действие, поскольку требуют строгого выполнения правил. Интересно играть в такие игры всей семьей, чтобы партнеры были равными в правилах игры. Ребенок также привыкает к тому, что ему необходимо соблюдать правила, постигать их смысл.
Весьма полезны игры с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».
Изготовление всей семьей плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребенку только что купили игрушку, и он знает, как ею играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребенка истощается, игрушка становится неинтересной. Здесь нужна помощь старших — подсказать новое игровое действие, предложить дополнительный игровой материал к уже знакомой игре.
Если у дошкольника, особенно маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, комнате бабушки, где новая обстановка, где все интересно. Это сформирует новые игровые действия, сюжеты |