Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 23.10.2017, 11:04

ГБДОУ детский сад № 99 Калининского района Санкт-Петербурга

Адрес: 195427, Санкт-Петербург, улица Академика Байкова, д. 9, корпус 2, лит. А
Телефон/факс:556-24-45/ 291-93-25
e-mail: dou99spb@yandex.ru
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Для вас, родители

Консультация для родителей "РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ" подготовила музыкальный руководитель Положиенко О.В. "

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ                              

 

Душа ребенка формируется под влиянием творческого процесса, который бази­руется на эмоциональном восприятии и опыте раннего детства. А то, что ребенок узнает в детстве, останется на всю жизнь

Очень часто родители жалуются: «Я ему говорю, говорю, а он не слышит». Можно назвать много причин такого поведения ребенка. Одна из них — отсутствие достаточного внимания. И число повторений не может компенсировать невнима­ние. Поэтому в первую очередь работу надо направить на формирование у детей слухового восприятия, внимания и развитие слуховой памяти. Приобретая опреде­ленные знания и навыки, ребенок учится вслушиваться, различать, делать выводы и воспроизводить.

Знакомство с немузыкальными звуками

Мир, который нас окружает, наполнен удивительными и разнообразными «го­лосами» предметов. От нас, взрослых, зависит, сможет ли маленький ребенок услы­шать и понять их. Стук, шорох, скрип можно превратить в необычную, но очень занимательную музыкальную картину — надо только попробовать. Например, обык­новенный лист бумаги — а сколько разнообразных вариантов звучания. Ее можно рвать, мять, шуршать — и сразу появляются образы: шелестят листья в парке, снег скрипит под ногами.

Игра «Что звучит?» Это непростое, но интересное задание, связанное с разви­тием слухового воображения и памяти.

Сначала изучите с детьми звуковые возможности предметов, которые вы будете использовать в дальнейшей работе. Это могут быть кубики, карандаши, бумага, природные материалы и все то, из чего можно извлечь звук.

Дети садятся на стульчики. Чтобы лучше сосредоточиться, закрывают глаза и вслушиваются в звуки, которые руководитель извлекает из предметов, определяют характер звучания, учатся сравнивать, анализируют. Могут предложить свои                    вари­анты звукоизвлечения. Обязательно поддержите инициативу ребенка. Предоставьте ему возможность проявить свою индивидуальность, реализовать идеи и задумки. Такие творческие упражнения способствуют развитию духовной и эмоциональ­ной сфер маленького человека. Помогают понять и осмыслить образный язык му­зыки, его средства выразительности.                                                      

                      Определение источника звука

На занятия дети приходят уже с запасом определенных знаний и навыков. Они могут звукоподражать, работать с предметом. Но, попадая в непривычные условия группового обучения, теряются. На помощь приходит игрушка. Ребенку привычнее говорить и выступать от ее имени. Она поможет наладить игровой контакт между детьми.

Игра «Где живет игрушка?» Каждый ребенок выбирает игрушку и встает с нею в круг. Ребенок-водящий — в центре с закрытыми глазами. Музыкальный руково­дитель показывает на кого-нибудь из детей, ребенок «поет» за свою игрушку (на­пример, мяукает, как котенок). Водящий определяет, какая игрушка и в каком направлении она «живет». Если угадал — меняется местами с ребенком угаданной игрушки.

Игра «Кто зовет?» Аналогичную игру можно проводить на узнавание детей по тембру голоса, но при условии, что дети хорошо знают друг друга. У Е. Тиличеевой есть песенка «Догадайся, кто поет»? Действия выполняются по тексту. Разыгрывая эту сценку, дети приобретают навыки сольного выступления, приходит осознание своего участия в общем деле. Несложный сюжет помогает раз­вивать способность к замыслу.

Игра «У кого бубен?» Дети встают кругом. Под инструментальный аккомпанемент играют на бубне, передавая его друг другу. Водящий с закрытыми глазами стоит в центре круга. На паузе, когда игра останавливается, он должен определить, у кого в руках инструмент. Задача для ребенка не из легких. Надо суметь, активизируя свое слуховое внимание, выделить из музыкальных звуков аккомпанемента тембр бубна.

Игра «Жмурки». Водящий с завязанными глазами ловит детей, подающих раз­личные звуковые сигналы: они аукают, зовут по имени, кукарекают и др. Кого поймает — тот водит. Игры такого типа очень нравятся детям. Для них это эмоци­ональная разрядка, где проявляются активность и ловкость. Они самостоятельно принимают решения и выбирают способы поведения. Имитация замкнутого про­странства для водящего вносит ожидание неожиданного, таинственного. Обостря­ется слуховое восприятие, дети учатся терпению и выдержке.

Игра «Пастух». Ребенок с закрытыми глазами идет за водящим, играющим на дудочке. Остальные дети отвлекают его, играя на других инструментах.

Только имея определенное упорство, выдержку и настойчивость, можно успешно справиться с поставленной задачей. От ребенка потребуется умение действовать по обстоятельствам, самостоятельно решать игровые задачи.

Игра «Пчела». Игра на звукоподражание и изменение громкости звучания. Раз­вивает воображение, способность передавать характер образов и музыкальных впе­чатлений.

Руководитель звукоподражает пчеле: «Ж-ж-ж». Она летит издалека, приближает­ся, кружится над головой, улетает. Очень интересна реакция детей на воображаемый образ. Чем больше раскрепощен ребенок, тем выразительнее его движения, естест­веннее проявление моторной реакции.

Предложите роль пчелы сыграть одному из детей. Руководитель будет коммен­тировать действия: «Пчела приближается» и т. д. Сольные выступления повышают самооценку ребенка, помогают приобрести собственный музыкальный опыт.

Игра «Холодно горячо». На первый взгляд правила игры несложны: дети до­говариваются, какой предмет будут прятать, водящий уходит и, возвращаясь, ищет его. Дети контролируют и корректируют его действия: «холодно» — если водящий отходит, «тепло» — если приближается, «горячо» — если нашел.

Эта игра требует от ребенка активизации слухового внимания, умения ориенти­роваться в пространстве, соотносить полученную информацию со своими действия­ми. Для некоторых детей найти игрушку сложно: они не могут сосредоточиться, не хватает выдержки и терпения. Поэтому переходить к музыкальному сопровождению нужно только после того, как дети стали успешно справляться с первоначально поставленной задачей.  

Инструментальные вариации

Прежде чем приступить к работе с музыкальными инструментами, дайте детям возможность поиграть на них. Запаситесь терпением, потому что способы самовы­ражения будут самые различные. Первое робкое прикосновение к инструменту пре­вратится в прыгание и бегание с ним с пением и выкриками. И это замечательно, так ребенок свободно выражает всю полноту удовольствия от игрового процесса. Но некоторые дети производят звуковые эксперименты только над одним из инстру­ментов. Как помочь ребенку решить проблему выбора?

Игра «Инструментальный хоровод». На стульчики, стоящие кругом, кладутся инструменты. Дети, образуя внешний круг, под аккомпанемент («Вальс-шутка» Д. Шостаковича) начинают играть на том инструменте, который лежит перед ними. На паузе на счет «раз, два, три» переходят в одном направлении к следующему стульчику. И так пока не обойдут весь круг.

Дети с удовольствием принимают участие в этой игре. Сами расставляют стулья, раскладывают инструменты. Им нравится, когда руководитель варьирует аккомпа­немент, изменяя темп, регистр, громкость звука. Желательно при смене сопровож­дения напоминать об образах, которые дети будут создавать с помощью инструмен­тов: птичка поет на веточке, мишка идет по лесу, козленок прыгает. Иногда сами дети предлагают темы для музицирования: часики тикают, дождик идет.

Игра «Музыкальный обруч». Расположите обручи по кругу. В каждом — одина­ковые инструменты по количеству детей. Правила такие же, как и в предыдущей игре. Но здесь дети переходят от обруча к обручу группой. Для развития слухового восприятия и внимания руководитель для сопровождения может использовать ин­струменты, аналогичные тем, что лежат в обручах. Тогда дети переходят к тем инструментам, звучание которых слыша


 

Категория: Для вас, родители | Добавил: Elen (30.04.2017)
Просмотров: 62 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2017