Как развить музыкальный вкус у ребёнка
Мало встречается людей, которые бы не любили музыку. Их практически нет. Всё зависит от того, что под словами «люблю музыку» иметь в виду. Чтобы оценить музыку, ребёнок должен её эмоционально пережить и поразмыслить над ней. Воспитание музыкального вкуса у детей до пяти и после семи, требует особого подхода. Воспитывая музыкальный вкус ребёнка, вы не начинаете с чистого листа, у ребёнка уже есть свои музыкальные предпочтения, подчас, труднообъяснимые. Есть примеры, когда ребёнок до года одну музыку любит, а к другой равнодушен. Чтобы узнать эти предпочтения, дайте ребёнку послушать разную музыку. Не только классику. Пусть это будет и песня, и рок-н-ролл, и даже техномузыка. Это важно не только в познавательных целях (лучше узнать своего ребёнка), но и потому, что от любого направления постепенно можно прийти к музыке классической, высокохудожественной. Многие классические произведения сегодня обработаны в стиле рока, джаза и др., и не исключено, что ребёнок, прослушав эти мелодии в том стиле, который ему больше нравится, потом легче будет их воспринимать в оригинальной аранжировке.
Эмоциональное восприятие музыки. Музыка воспринимается ребёнком в дошкольном возрасте, в основном, эмоционально. Это первый и самый важный этап. Эмоциональное восприятие музыки, как, впрочем, и живописи, театра, литературы — сложный психический процесс, к которому надо подходить, соблюдая некоторую осторожность, не перегружая излишне яркими впечатлениями психику ребёнка. Вы видели лица детей, когда они смотрят спектакль? Театральное действие, усиленное музыкальным сопровождением, вызывает у юных зрителей гамму эмоций: от страха, почти ужаса до радости и ликования. Ни одного равнодушного.
Иногда чрезмерно восприимчивые дети во время спектакля начинали плакать, громко кричать и их выводили из зала и т.п.
Эмоциональное восприятие — необходимая составляющая слушания музыки и развития музыкального вкуса. Без развитого восприятия музыка превращается в шумовой фон. Набор звуков, бессмысленный и бесполезный. Как же можно помочь ребёнку пяти-семи лет воспринимать музыку? Несомненно, личный пример поможет в этом. Как и в любом другом воспитательном действии, личный пример — это главное. При прослушивании музыки между взрослым и ребёнком, особенно между близкими людьми, возникает тонкая душевная связь. Происходит своего рода эмоциональный контакт. Совместное сопереживание. Бесполезно много раз повторять ребёнку, что это замечательная музыка.
Если он чувствует, что вы к музыке равнодушны, слова уходят в песок. И наоборот. Если ребёнок чувствует, что вы. слушая ту или иную музыку, радуетесь, грустите, наслаждаетесь, ваше настроение неминуемо передаётся ему. Эмоциональная атмосфера, личный пример, музыкальное окружение — это и есть важнейшие факторы в формировании восприятия музыки.
Музыка в мультфильмах. Чтобы музыка воспринималась глубже, стала чем-то ярким и близким, надо попытаться перенести её в среду, которая наиболее понятна и привычна для ребёнка. Такая среда — мультфильмы. Согласитесь, что мультфильмы дети в рассматриваемом нами возрасте любят больше всего. Один из авторов, долгое время работавший преподавателем музыки в Германии, был буквально потрясён, что его ученики шести, семилетнего возраста знают огромное количество известных классических мелодий и с удовольствием напевают их, как самые любимые. Мелодии Моцарта. Бетховена, Штрауса, Грига, многих других композиторов. Секрет прост. Все эти мелодии они услышали в мультфильмах которые часто показывают по телевидению. Каждый из этих чрезвычайно популярных среди детей мультфильмов построен на обыгрывании какой-то одной мелодии из классики. Эта мелодия естественно встраивается в сюжет, исполняется на разных инструментах, звучит снова и снова. В результате она становится близкой и понятной ребёнку. Легко узнаётся, когда он слышит эту мелодию в том или ином музыкальном произведении вне мультика. В исполнении оркестра или солиста. Поэтому ребёнок, воспитанный на таких мультиках, чувствует себя более уютно в концертном зале: он слышит музыку, которая ему знакома с раннего детства.
Таким образом, подбор мультиков, в которых звучат, и умело обыгрываются классические мелодии, становится одним из наиболее эффективных путей восприятия музыки и развития хорошего вкуса.
Слушаем звуки природы. Это тоже один из способов почувствовать красоту звуков: шум реки, моря, леса, ветра и особенно, конечно, пение птиц. Мы развиваем эстетический вкус детей, показывая им, как красивы лес, радуга, цветущий луг, ночное небо и т. п. Пение птиц, естественно, вписывается в этот ряд. Дети такое пение обычно не слышат. Чтобы услышали, надо привлечь их внимание: «Давай посидим тихо и послушаем. Это очень красиво». Само понятие сидеть тихо и слушать тоже для многих детей нечто новое и непривычное. Иногда это первый шаг к слушанию музыки, поэтому слушать музыку с ребёнком лучше небольшими кусками. Сформировать хороший музыкальный вкус трудно, но важно. Формируя у ребёнка хороший музыкальный вкус, мы воспитываем его нравственно. |