Всестороннее воспитание и развитие ребёнка, подготовка его к жизни в обществе – главная задача взрослых окружающих его.
Родители – первые воспитатели и учителя ребёнка, их роль в формировании личности ребёнка огромная. Благодаря родителям малыш учится познавать мир, подражает во всём взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения в обществе. В семье ребёнок приобретает первый социальный опыт, первые чувства – любви, дружбы. Если у родителей широкие интересы, действенное отношение ко всему происходящему в мире, то и ребёнок разделяет их настроение, приобщается к делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы. Воспитание ребёнка и организация его жизни начинается с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания определённых нравственных внутрисемейных отношений, создания здорового микроклимата. В воспитании и развитии ребёнка не бывает мелочей. От семейного микроклимата зависит эффективность педагогических взаимодействий: ребёнок более податлив воспитательным влияниям, если растёт в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий, любви.
Огромное влияние на становление личности человека имеет семейный микроклимат. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и воспринимая на себя многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребёнок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Когда в семье мир и покой ребёнок чувствует себя защищённым, он эмоционально уравновешен. Ребёнок по своей природе активен и любознателен, он всё видит и слышит вокруг и это всё «примеряет» на себя, ему передаётся настроение взрослых. Для ребёнка важно, какие поступки взрослых он наблюдает: забота, внимание, доброту, спокойный тон, недовольство, злость, суету. Всё это разнообразие чувств закладывается в личность ребёнка.
Семья – это коллектив, все члены которого взаимосвязаны определёнными обязанностями, ребёнок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения.
Воспитание в условиях коллектива не означает, что «стираются» индивидуальность, напротив, важно сохранить неповторимость личности, развить свойственные данному ребёнку психологические качества, проявляющиеся в его интересах, способностях. Позитивный опыт общения ребёнка со взрослыми в системе отношений «взрослый – ребёнок», зависит от того, какое положение он занимает в семье. Если взрослые потакают ребёнку во всех его капризах, создаются условия для развития у ребёнка эгоцентризма. В семье, где каждый её член равноправный, где ребёнок разделяет общие заботы, обязанности (в меру своих возможностей) создаются благоприятные условия для формирования и развития у ребёнка активной, самостоятельной жизненной позиции.
В семье дошкольник учится уважать близких, старших, уважать труд, заботу. Мама самый главный человек для сына или дочки. От мамы зависит создание эмоциональной психологической атмосферы в семье. Папа – это личный пример в семейных отношениях в домашних делах, в воспитании. Очень частой ошибкой родителей является отсутствие единства требования, в одной ситуации что-то разрешает мама, в этой же ситуации папа категорично запрещает. Прежде всего, родителям необходимо понимать ребёнок – это уже личность, хотя ещё и развивающаяся.
Воспитание ребёнка – творческий поиск, не терпящий быстрых решений. Умение понимать ребёнка, его состояние, мотивы поведения позволяют определить наиболее правильный подход к нему. В самых сложных ситуациях родители, прежде всего, должны считаться с чувством собственного достоинства маленького человека, видеть в нём равноправного члена семьи, стремиться к взаимопониманию, уважению и доверию.
Ваш ребёнок – это ваше отражение, ваше продолжение.
|