Развитие социально-коммуникативных навыков в дошкольном возрасте является ведущей областью для всестороннего развития ребенка. Отсутствие элементарных навыков затрудняет общение ребенка как со сверстниками, так и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности и нарушает процесс воспитания и обучения в целом. Чтобы данные умения и навыки ребенок приобретал с удовольствием, можно использовать игровую технологию с использованием, например, кукол Би-Ба-Бо.
Ведь игровая деятельность предполагает содержание обучающих элементов в игре, которая повышает уровень мотивации ребёнка. Именно с помощью игровой технологии с использованием театральной деятельности, осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение малышами навыков социализации. В совместной деятельности с малышами рекомендуется систематически применять игровые приёмы работы.
Развитие социально-коммуникативных навыков, которые направленны на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающих образовательные потребности каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, эффективнее всего проводить в форме игры, с помощью театрализованной деятельности.
Театральная педагогика обеспечивает самовыражение ребенка в творческо-продуктивной деятельности. В ее арсенале активно используются и гармонично сочетаются методы и приемы, тяготеющие и к детской игре, и к театру одновременно, что наиболее близко природе детства – творчеству, фантазированию, раскрепощению, открытости, яркости, неповторимости. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.
В рамках театрализованной деятельности можно показать спектакль о безопасном поведении на вблизи водоемов, на улицах города, в быту, сказку о дружбе, доброжелательном отношении друг к другу, что будет способствовать обобщению социально коммуникативное развития, речевое развития, познавательное развития, физического развитие. Театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным. Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Переживание с персонажем, разыгрывание различных событий – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучение чувствованию и художественному воображению. Все это – путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка.
Театрализованная деятельность представляет собой источник развития чувств, переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональность ребенка, тем самым учит сочувствовать персонажам, сопереживать увиденному. Инсценируя знакомый сюжет, он выплескивает эмоции, стараясь как можно выразительнее исполнить свою роль. При этом малыш становится смелее, уверенней в себе, раскрепощается. Театр положительно влияет на любых детей: чересчур активные становятся спокойнее, выдержаннее, а стеснительные учатся взаимодействовать с окружающими на примере театральных героев.
Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Не зря говорят, что театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Малыши очень любят театрализованные представления, особенно если сами являются актерами.
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми.
Театрализация, помогает создать максимально благоприятные условия для развития коммуникативно - речевой активности у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. |