В наш информационный век мы, взрослые, забываем про чтение, т.к. информацию всё больше воспринимаем наглядно. Но как же наши дети? Вспомните, когда мы были маленькими, то у нас не было мультфильмов в таком количестве, что родители сидели рядом с нами и читали книги. У многих в доме была большая библиотека и люди этим гордились. А сейчас нам некогда читать нашим детям, лучше они посидят с планшетником?!
А что происходит со слуховой памятью, если её не развивать и не тренировать?
Слуховая память играет большую роль в развитии каждого ребёнка. Ведь, когда ваш ребёнок пойдет в школу, ему придется не только воспринимать всю информацию на слух, но и обрабатывать её, а затем и запоминать. Многие родители сталкиваются с тем, что малыш не может сделать то, что его просят, и они думают, что это происходит по причине непослушания ребёнка. Однако это не так. Это обусловлено тем, что у малыша плохо развита слуховая память, в результате чего он не воспринимает то, что ему говорят, и не запоминает. В результате этого у таких детей и появляются проблемы с учёбой.
Речь идёт не о возможности слышать. Даже ребёнок с обычным слухом сталкивается с проблемой обработки услышанных сведений. Обработку всей информации, которую мы получаем посредством слуха и зрения, осуществляет головной мозг. Он преобразовывает, а затем и сохраняет услышанную информацию, которая будет необходима для последующего использования.
В первую очередь мозг определяет, откуда поступает звук, потом разбирает и распознаёт каждый звук. Мозг должен уметь выбирать главные звуки из остального шума, заполнять недостающие пробелы. Если всё это выполняется в соответствие со схемой – восприятие информации происходит правильно. Но если на одном из этапов произошла ошибка, то обработка услышанного происходит неверно.
Как понять, что у ребёнка проблемы со слуховой памятью?
В большинстве случаев это проявляется невнимательностью, ребёнок не может сосредоточиться на чем-то конкретном, постоянно отвлекается на посторонние звуки. У такого ребёнка маленький словарный запас, он не может правильно выстраивать предложения, ему трудно запомнить даже
собственный адрес, номер телефона, даже стихи такой малыш запоминает с трудом.
Дети, обладающие хорошей памятью, без затруднений запоминают и воспроизводят абсолютно всю услышанную информацию, даже не заучивая её.
Как можно развить слуховую память?
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений и игр на развитие слуховой памяти у ребенка.
Десять слов
Итак, зачитываете ребёнку 10 слов и просите назвать запомнившиеся. Хорошими результатами можно считать: 5-6 слов для кратковременной памяти и 7-8 – для долговременной. Напоминаем, что для проверки последней, нужно ещё раз назвать малышу слова, которые он не смог повторить и проверить, что он запомнил, через час.
Добавь что-то свое
Это даже не упражнение, а, скорее, веселая игра на развитие слуховой памяти. Чем больше игроков захочет поучаствовать, тем лучше. Выглядит это следующим образом: вы говорите: «Я положила в сумку печенье». Ребёнок должен повторить и добавить что-то от себя: «Я положил в сумку печенье и конфеты». Третий игрок снова повторяет и добавляет ещё что-то, и так далее. Подобные тренировки помогают развивать объём памяти.
Повторяй за мной
Пожалуй, это одно из простейших упражнений на развитие слуховой памяти у ребёнка. Берёте карандаш и стучите по столу определённое количество раз и просите кроху повторить. Можно варьировать не только количество повторений, но и время между ними.
Ассоциации
А вот это уже более серьёзное упражнение на развитие слуховой памяти. Вам понадобятся карточки с изображениями животных и предметов (машинка, платье, слон, дерево, звёзды). Разложите их перед малышом и скажите, что сейчас вы произнесёте несколько слов, а его задача подобрать к каждому подходящее изображение, которое поможет вспомнить нужное слово. Слова будут примерно такими: гараж, мода, зоопарк, природа, ночь. Затем останется только проверить, насколько кроха справился с заданием и сколько слов запомнил.
Назови пару
Упражнение состоит из двух этапов, на первом, вы зачитываете пары слов, например, река-мост, лес-волк, ручка-тетрадь и т. д. Затем называете одно слово из каждой пары, а ребёнок должен вспомнить и назвать второе. Если кроха легко справляется, значит логическая и смысловая память у него развиты очень хорошо.
Несмотря на всю простоту данных упражнений на развитие слуховой памяти у ребёнка, они зарекомендовали себя как весьма эффективные. И мы надеемся, что для вас они будут не менее полезны. |