Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 22.10.2017, 16:48

ГБДОУ детский сад № 99 Калининского района Санкт-Петербурга

Адрес: 195427, Санкт-Петербург, улица Академика Байкова, д. 9, корпус 2, лит. А
Телефон/факс:556-24-45/ 291-93-25
e-mail: dou99spb@yandex.ru
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как способ развития речи

Клян Юлия Владимировна,

воспитатель ГБДОУ Калининского района д/с №99

 

Консультация для родителей

 

Развитие мелкой моторики у детей

дошкольного возраста как способ развития речи.

 

 «Рука является вышедшим наружу мозгом» И. Кант

 

К.С.Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание внутреннего мира идёт всю жизнь, но особенно важно помочь ребёнку как можно быстрее овладеть этим прекрасным даром. В.М.Бехтерев же говорил: «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию». В настоящее время нейропсихологическими исследованиями учёных доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Существует множество вариантов для развития мелкой моторики:

  1. Пальчиковые игры. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. 
  2. Игры с бусинами, пуговицами, мелкими камешками, различной крупой.                    
  3. Различные мозаики, пазлы.
  4. Работа с бумагой (аппликации, оригами…).
  5. Игры с песком (рисование песком или манной крупой).
  6. Вырезание ножницами.
  7. Рисование, раскрашивание, штриховка.
  8. Лепка из пластилина, солёного теста, глины.

В своей работе я также использую такой вид декоративно-прикладного искусства как пластилинография. Занятия пластилинографией также способствуют развитию психических процессов (внимание, память, мышление); способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. При  создании картины из пластилина можно использовать различные природные материалы, крупы, камешки, бусины, пуговицы. Тогда картина получится ещё интересней, а процесс творчества ещё занимательней.                  

  1. Шнуровки.
  2.  Игры с прищепками, скрепками.

Ещё один интересный способ развития мелкой моторики – это рисование шерстью. Живопись шерстью – это особый способ создания живописного полотна без использования кисточек, красок, карандашей или воды, методом послойного накладывания цветной овечьей шерсти. Техника шерстяной живописи новая, интересная и очень красивая. Изготовление картин из шерсти – это увлекательное занятие, но как и любое ремесло требует терпения и практики.

Прелесть шерстяной живописи заключается еще и в том, что для её освоения совершенно не обязательно уметь рисовать.  Все ошибки легко исправить, стоит только снять неудачный «мазок» и попытаться выложить шерсть заново. Изображения могут быть  самыми  разнообразными – от цветов и фруктов до портретов людей.  Ученые давно доказали, что при контакте рук с натуральной овечьей шерстью достигается успокаивающий терапевтический эффект, что положительно влияет на эмоциональный фон наших детей. А ещё способствует:

1. Развитию мелкой моторики рук.

2. Координации общих движений.

3. Развитию глазомера.

4. Развитию творческих способностей.

5. Формированию произвольного внимания.

6. Усидчивости.

Для создания картины Вам понадобятся: шерсть непряденая (овечья), рамка со стеклом, ткань фланелевая для основы (можно хозяйственную трянку), ножницы.

Можно использовать и шерстяные нитки. Сначала ребёнок может нарезать мелко нитки, а затем сделать из них картину, выложив нитки на предварительно смазанную клеем поверхность:

Есть ещё интересный способ развития мелкой моторики – это новая  нетрадиционная технология, которая называется Су –Джок терапия. Она была разработана южнокорейским учёным и профессором Пак ЧжэВу. В переводе с корейского обозначает Су- кисть, Джок- стопа. Этот метод основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Достоинствами Су – Джок терапии являются высокая эффективность, безопасность, универсальность – Су-Джок терапию могут и родители в домашних условиях.  Су – Джок   –  это  симпатичный шарик с острыми шипами.

 

Например, такой массаж шариком:

«Этот шарик непростой, – (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. – (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть – (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем – (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, – (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем. – (Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём, 
В кулачок его сожмём. – (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём. – (Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки»
 

Вариантов игр и упражнений на развитие мелкой моторики очень много. Выбирайте то, что нравится Вашему ребёнку и Вам. Дети с большим удовольствием играют в такие игры, с радостью любят творить своими руками.

И помните, уважаемые Родители, что дети требуют постоянного Вашего внимания. Когда Вы перестаёте замечать Вашего ребёнка или просто игнорируете его по той или иной причине, они стараются привлечь Ваше внимание иными, часто глупыми и раздражающими способами. Малыш начинает добивается Вашего взгляда криком, ребёнок постарше постоянно шалит, а подросток может «выкинуть» и что-то более серьёзное. Чтобы избежать негативных последствий, возьмите за правило выделять хотя бы пару часов ежедневно занятиям и играм с ребёнком.

 

«Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают в пользу его ума: он становится философом, считая себя только ремесленником.»

Жан-Жак Руссо

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Elen (01.06.2015)
Просмотров: 197 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2017