В настоящее время мы наблюдаем кризис современного общества, период, когда царят нестабильность и конфликты во всех его сферах. В человеческих отношениях нередко проявляются насилие, агрессия, жестокость, равнодушие, ненависть. На фоне этого актуальность приобретает вопрос о преобразовании человеческих отношений, включая взаимосвязи взрослого и детского сообществ, которые были бы построены на гуманистической основе, на уважении к индивидуальности каждого, что подразумевает развитие эмоциональной настроенности, направленности на другого человека, готовности к взаимодействию с ним.
Ряд ученых (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, К.А. Абульханова – Славская, А.Н. Леонтьев и др.) указывают, что эмоциональное взаимодействие ребенка с взрослым в дошкольном возрасте является важнейшим фактором, определяющим предпосылки общего психического развития ребенка. Взрослый для ребенка – не просто условие личностного развития, а один из непосредственных участников этого процесса, его субъект.
Важную роль в этом процессе имеют социальные эмоции. Они определяют отношения с окружающим миром, людьми, отношение к самому себе.
Л.С. Выготский отмечал, что ребенок является «максимально социальным существом». Но ребенок существует не сам по себе, не самостоятельно, а в паре со взрослым (обычно матерью), в постоянном общении с ним. Для ребенка дошкольника эти связи имеют большое значение в жизни.
Таким образом, выстраивая отношения с детьми дошкольного возраста, в семье в первую очередь необходимо ориентироваться на эмоциональную сторону взаимоотношений.
Огромное значение в плане становления агрессивного поведения ребенка в семье и вне ее имеют детско-родительские отношения. Данным вопросом занимались такие исследователи как С.П. Тищенко, В.И. Горбунов, А.И. Захаров, Г.Т. Хоментаускас, В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева, А.Я. Варга и другие. Каждый из них выделяет различные типы детско-родительских отношений, но все они приходят к одному выводу, что тип отношений, в котором проявляются авторитаризм, давление, обвинение, наказание и диктат приводит к проявлению у ребенка раздражения, равнодушия, агресии и злобы. |